Башкирская свадьба

Содержание

Ивентопедия

Статьи по теме:

Свадьба

Как сделать свадьбу дешевле, советы

10 советов по организации свадьбы

Свадебный чек-лист

Казахские свадебные традиции

Башкирские свадебные традиции

Корейские свадебные традиции

Турецкие свадебные традиции

Узбекские свадебные традиции

Уйгурские свадебные традиции

Азербайджанские свадебные традиции

Афганские свадебные традиции

Белорусские свадебные традиции

Польские свадебные традиции

Таджикские свадебные традиции

Татарские свадебные традиции

Чеченские свадебные традиции

Русские свадебные традиции

Немецкие свадебные традиции

Украинские свадебные традиции

Китайские свадебные традиции

Туркменские свадебные традиции

Свадьба в произведениях музея Кастеева

История происхождения некоторых традиций

Башкирские свадебные традиции

Довольно долго башкиры сохраняли древний обычай брачного сговора детей еще в колыбельном возрасте. В знак сговора родители с обеих сторон пили разведенный мед или кумыс из одной и той чашки. Тогда же можно было обговорить и размер калыма, который обычно включал в себя домашний скот, две-три рубахи, пару сапог, халат и т. п.

Башкиры женились лишь на девушках другого рода. Брак между молодыми людьми одного и того же рода мог быть допущен, если их родство было не ближе пятого-шестого поколения. Нередки были случаи смешанных браков с татарами, с казахами. Напомним, что царский указ 1736 — года запрещал браки между башкирами и татарами, дабы избежать их взаимного влияния. Разрешение на башкирско-татарский брак мог дать только губернатор, за разрешение следовало отдать одного драгунского коня в пользу казны.

Love story от мастеров своего дела на Kvent.kz

Процесс бракосочетания начинался со сватовства. При получении положительного ответа проводились сговор о бракосочетании, договор о калыме, которые сопровождались скромным угощением. Позже жених приезжает в дом невесты в сопровождении родителей и родственников мужского пола. Гостей угощают бишбармаком, а они одаривают хозяев. Гостевание продолжается 2-3 дня. Позже следует ответный визит родителей невесты в дом жениха, будущая теща одаривает новых родственников и, в свою очередь, получает подарки от них. Следует сказать, что подарки могли быть весьма скромными. Допускалось, например, чтобы в качестве подарка преподнесли лоскут ткани. Вот уж поистине: не дорог подарок, а дорого внимание!

В согласованный обеими сторонами день проводится обряд бракосочетания. Это очень скромное мероприятие проводят в доме невесты в присутствии близких и уважаемых аксакалов аула. Мулла спрашивает у отца жениха, берет ли он эту девушку в жены своему сыну. Получив утвердительный ответ, обращается с подобным вопросом к отцу невесты: берет ли он этого джигита в мужья своей дочери. При отсутствии отца вопрос задается старшему родственнику мужского пола, в более поздний период стали задавать эти вопросы непосредственно жениху и невесте. При положительных ответах мулла записывает акт бракосочетания в метрическую книгу, читает подобающую молитву и объявляет молодых мужем и женой.

После уплаты половины калыма жених получает право посещать свою невесту. Приезд жениха обычно сопровождается шуточными каверзами. Было принято подъезжать к аулу невесты уже в сумерках. К этому времени подружки прятали невесту. Жених должен был быстро отыскать свою будущую жену, в противном случае это грозило ему язвительными насмешками со стороны аульных девушек. Да и отыскав невесту, еще следовало поймать ее и пронести на руках сопротивляющуюся невесту. Во всем этом жених прибегал к помощи женщин аула. Одарив их немудреными подарками, он получал практическую поддержку и ему удавалось избежать насмешек. Жених и невеста оставались наедине в доме какого-нибудь родственника, ведь жених не мог появляться один перед будущими тестем и тещей, пока не выплатит калым полностью.

Лишь после уплаты калыма проводилась свадьба. Таким образом, процесс вступления в брак можно условно разделить на три этапа: сватовство, бракосочетание (никах) и свадьба. В тех или иных районах проживания башкир были различные варианты обрядов бракосочетания, но везде явно усматриваются указанные три этапа.

Свадьба проводилась пышная, в продолжении 2-3-х дней. Все эти дни с утра до вечера бурлило веселье: все пели, плясали, состязались в остроумии, угощались бишбармаком и кумысом. Устраивались конные скачки, соревнования по национальной борьбе. Аульная молодежь устраивала собственную вечеринку в одном из домов.

Перед отъездом в дом своего мужа невеста прощалась со всем аулом. Она обходила родственников, дарила им полотенца, скатерти, нитки и т. п. на память, те тоже одаривали ее. Невеста двигалась в окружении подруг, четверо из которых держали развернутый платок над ее головой. Подруги выводили обрядовые налевы — плач. Затем невесту обряжали в лучшие одежды и вели к повозке, на которой она должна была уехать в аул мужа. Невеста должна была показывать, что она всячески сопротивляется отъезду, не выходила из дома, пока ей не подарят что-нибудь. Существовали и другие обычаи. Например, подруги и родственницы невесты могли забрать постель из ее приданого, спрятать ее, завязать хитрым узлом. Тогда жених одаривал других женщин, которые приходили к нему в помощь и в шуточной борьбе освобождали постель.

Невеста уезжала из аула в повозке, жених ехал отдельно на коне. Подруги с воплями и плачем провожали обоз далеко за околицу аула.

При вступлении в дом мужа молодая женщина должна была трижды становиться на колени. Этим самым выражалась дочерняя покорность родителям мужа и уважение к семейному гнезду, где ей предстояло жить. Еe поднимали с колен, вели в дом, где она обменивалась подарками со своими новыми родственниками. На следующий день ее провожали к источнику за родниковой водой. Она бросала в воду серебряную монету на счастье. Ей полагалось очень аккуратно набрать воды в ведра и на коромыслах донести до дома, не расплескав по дороге.

Случалось, что невесту похищали. Это могло произойти против воли девушки, а в иных случаях — no обоюдному согласию. Последнее могло иметь место, когда молодые люди были связаны чувством взаимной любви, а родители девушки не давали согласия на этот брак. Похищение могло произойти даже и при согласии родителей. В этом случае удавалось избежать многих расходов, связанных со свадебными празднествами.

Башкирская женщина вела всю домашнюю работу: приготовление пищи, доение коров и кобылиц, шитье, изготовление домашней ткани и т. д. Она пользовалась гораздо большей свободой, чем, например, женищина-мусульманка Средней Азии. Женщина принимала участие в общих празднествах наравне с мужчинами (правда, чаще всего женщины сидели за отдельным столом). С участием парней и девушек проводили посиделки и веселые вечеринки. У башкирок не привилось правило полностью закрывать лицо, пожилые женщины и несовершеннолетние девочки могли вообще не закрывать лицо. Строгое правило не показываться с открытым лицом действовало разве что для женщины перед свекром.

Башкирка оставалась полновластной хозяйкой своего приданого. Муж не имел права использовать это имущество без ее согласия. При неудовлетворительном отношении со стороны мужа женщина могла уйти из этого дома, забрав все свое имущество. В случае кончины мужа вдова становилась женой одного из его братьев. Однако и в этом случае немало зависело от самой женщины. Она могла, например, отказаться от замужества вообще, посвятив себя воспитанию своих детей.

Автор: Гриф Хайруллин

Фрагмент книги: Очерки истории и культуры башкирского народа

Автор картины: Лияна Мкртчян, Башкирская свадьба

Традиции и обычаи современной башкирской свадьбы

Башкирская свадьба – это особое событие, которое своими корнями уходит в долговековую историю. Главной особенностью башкирской свадьбы считалось, то, что жених и невеста до момента бракосочетания друг друга не знали и не видели. Родители сами принимали решение о том, кто будет подходящей парой для их ребенка.

При этом планы в отношении свадьбы строились в то время, когда детям было всего 5–6 лет. Сам процесс происходил дома или же в мечети. Башкирская свадьба вмещает в себя множество традиций, обрядов и ритуалов, которые соблюдаются и по сегодняшний день, хотя с течением времени все же приобрели некоторые изменения.

Как проходит сватовство и помолвка

После того, как решение о выборе невесты было принято отцом, он шел к будущему тестю и договаривался с ним о предстоящей свадьбе.

Подготовка к свадьбе

В подготовительный процесс к башкирской свадьбе обязательно входит выкуп невесты или, как его традиционно называют, калым. Этот обряд не потерял своей актуальности до сегодняшнего дня. Сразу надо отметить, что все расходы, связанные с проведением свадьбы, ложатся на семью жениха.

Денежные затраты на калым довольно серьезны, по этой причине родители жениха начинают откладывать средства на свадьбу задолго до самого торжества. Выкуп всегда был ориентирован на финансовое благополучие обеих сторон. Плата осуществлялась не только финансами, но и скотом, одеждой и другими ценностями. Все подаренное доставалось невесте.

Отцу в подарок дарили две лошади, одну из которых нужно было зарезать и подать на свадебный стол. Мать невесты также не оставалась в стороне, ей дарилась лисья шуба. Эти подарки должны были быть подарены в обязательном порядке, невзирая на финансовое состояние семьи жениха.

Девушке обязательно дарилась ткань для пошива свадебного платья и денежные средства для приобретения украшений.

Невеста ко дню свадьбы обязательно должна была иметь приданое. В него входили вещи и предметы, которые используются в быту. При этом все планировалось заранее. Девушка самостоятельно готовила свое приданное.

Шилось, ткалось все необходимое для юрты, из которой в день свадьбы и забирали новобрачную родственники будущего супруга. Разумеется, с течением времени приданное невесты стало более обширным. В него входят золотые украшения, дорогие ткани, бытовая техника, текстиль, одежда. Перед свадьбой, уже после сватовства, родители молодой невесты посещают дом будущего жениха.

При этом мать девушки привозила с собой сундук, который вмещал в себя рубаху, платок, лоскутки ткани и нити. Кто-то из присутствующих женщин должен был открыть этот сундук и за это в подарок получить платок. Ткань продавалась мужчинам за небольшую плату. Нити безвозмездно отдавались пожилым женщинам. Рубашка становилась ценным подарком для отца жениха.

В свою очередь семья молодого парня дарила сватам какую-то скотину. На этом все разъезжались по домам.

Проведение торжества

Башкирское торжество традиционно начиналось с малой свадьбы, на которую приглашались старшие родственники, которые встречались в момент сватовства. Сам обряд проводился в доме невесты.

Обрядный процесс проводил мулла, он задавал вопрос отцу невесты, касающийся того, согласен ли он отдать свою дочь замуж. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и регистрировал брак в своей метрической книге.

Только после этого процесса жених мог заходить в дом к своей невесте и называться при этом мужем. После всех проведенных обрядов и ритуалов наступало самое главное торжество – празднество Туй. Более состоятельные семьи праздновали данное событие с широким размахом, устраивали скачки, игры, угощали гостей разными национальными блюдами.

Но при отсутствии шикарного застолья все с пониманием относились к скромному празднованию и радовались свадьбе.

Веселье продолжалось на протяжении 3-х дней. После торжества Туй, девушка должна была покинуть свой дом и переехать в дом мужа.

Но по башкирским традициям этот процесс требовал особых усилий от жениха и его родни. Родственники невесты женского пола всячески препятствовали отъезду невесты, устраивая разные «проделки».

По древнему обычаю постель девушки связывалась в узел и уносилась в лес. Связывалась она веревками, концы которой прятались под корни деревьев. Саму невесту усаживали на незастеленную кровать и после этого начиналась активная «борьба» за девушку между родственниками жениха и невесты. Несмотря на то, что этот процесс происходил довольно весело, он приносил некоторые затраты семье, поскольку портилась одежда.

Перед отъездом уже состоявшейся супруги она должна была попрощаться со своей родней.

При этом девушка заходила в каждый дом в компании четырех подруг, которые держали над ее головой платок.

Каждой своей близкой родственнице молодая жена дарила скатерть, полотенце и нити. В знак благодарности девушки одаривали деньгами. В конце этого обряда молодая невеста надевала на себя самое лучшее убранство и садилась в телегу, на которой и отправлялась в дом жениха.

По традиции процесс усаживания молодой жены в телегу должен сопровождаться сопротивлением со стороны девушки. Покорно согласиться она могла только после того, как получит подарок от отца и братьев. Перед тем, как переступить порог дома жениха, девушка должна была три раза стать на колени перед родителями мужа.

В свою очередь свекры в знак уважения и одобрения каждый раз поднимали молодую с колен. Далее следовал обмен подарками. Гости готовят поздравления на татарском языке.

После свадьбы

По традиции первое утро после дня свадьбы у молодой жены начиналось так: ей давали коромысло и ведра, чтобы она набрала из колодца воды. С собой девушке полагалось взять монетку, которая была привязана к ниточке.

В этом видео – несколько очень интересных обрядов башкирской свадьбы:

Эту монетку необходимо было кинуть в колодец в присутствии детей, которые должны пытаться достать монету из воды.

Только после этого ритуала девушка могла полностью открыть свое лицо перед своим супругом.

Башкирская свадьба традиционно являлась необычайно важным событием. Свадебные традиции играли большую роль для народа, к ним всегда проявлялось большое уважение. По настоящее время башкирская свадьба не утратила своего колорита и значимости, молодые пары по-прежнему соблюдают обычаи и передают их из поколения в поколение. Как и ранее, обряд бракосочетания проходит дома или в мечети. Сложно поспорить с тем, что для этого народа, свадьба – это не только счастье и радость одной семьи, но и важное событие для всего народа. Согласитесь с тем, что это невероятно трогательно, когда люди так относятся к обычному на первый взгляд свадебному торжеству?

Башкирский свадебный костюм

Если рассматривать историю, то брачные обычаи и в целом уклад семейной жизни башкир можно назвать более свободным. Женщина, по мнению историков, несмотря на то, что жила в патриархальном браке имела больше свободы, чем другие народности. Несмотря на то что семейная жизнь строилась по мусульманским законам, башкиры брали в жены (в мужья) представителей другой веры, но с обязательным условием переходом в мусульманскую веру.

Башкирская свадьба: традиции и своеобразие

Пару веков назад свадьбы играли, чтобы породниться не только семьями, но и благосостояниями. Те, кто побогаче, женились на себе подобных, а бедняки находили пару из своего круга.

Как выбирали вторую половину

Традиционный возраст жениха был на 5–6 лет больше, чем у невесты. Хотя бывали и исключения, когда пара подбиралась существенно старше. Но такие ситуации происходили, когда один из супругов умирал, а вдовец брал повторно в жены сестру своей жены. Если же вдовой становилась жена, то она могла выйти замуж за брата или дядю своего умершего мужа. Часто случалось так, что это был юноша, которому было всего лишь 12–15 лет.

Башкиры с достатком выше среднего часто женились на нескольких женщинах. Многоженство процветало в основном среди знатных семей.

ВАЖНО! В 19–20 веке очень часто пару для своего сына или дочери выбирал отец. Он, как глава семейства, мог проводить сватовство без участия детей. А их просто ставил в известность. Но такие варианты все же были нечастыми.

Несмотря на патриархальность устоев, большинство свадеб игрались по любви и взаимному согласию.

Как договаривались о свадьбе

В Башкирии соблюдались все этапы заключения нового брака. Начинали со знакомства, сговора между родителями, где они решали, какую достойную пару можно подобрать их сыну.

И затем шли к родителям выбранной невесты и уже с ними договаривались о возможной свадьбе. С родителями в случае согласия на свадьбу обсуждали калым.

СПРАВКА! В калым, который получали за невесту, входили украшения, домашний скот, меха. Для матери невесты дарили лисью шубу. Подарки рассчитывались исходя из семейного достатка жениха.

Как гуляли свадьбу

Свадьбу условно делили на два этапа.

  • Малая свадьба, когда мулла спрашивал родителей о том, что они не против, чтобы дети скрепили союз. После чего регистрировал брак официально.
  • Торжество, которое называлось туй, проходило у родителей невесты, где накрывались столы.

ВАЖНО! В случае если семья невесты по каким-то причинам отказывалась от свадьбы, они были обязаны платить штраф семье жениха. Это тоже проговаривалось в момент, когда невеста уже была засватана.

Свадебный костюм невесты

Свадебные наряды для невесты шили вручную. Причем одежды пестрели яркими красками, с преобладанием красного цвета. Часто платье украшали дополнительными оборками, тесьмой, расшивали вышивкой.

СПРАВКА! Наряд невесты состоял из нескольких предметов. Поверх платья вешали украшение. А затем на украшенное платье надевали специальный камзол или халат. Голову невесты покрывал платок, поверх которого надевали специальный головной убор замужней дамы — кашмау.

Этот головной убор напоминал шлем с кораллами. В некоторых регионах Башкирии в качестве головного убора для новобрачной служил колпак, расшитый бисером.

Наряд невесты продумывался до мелочей. На свадьбе существовала традиция переодевания в наряд уже замужней женщины. Касалось это и головного убора. Его снимали во время торжества и надевали головной убор для женщины, ставшей женой. Только после соблюдения всех этих формальностей молодую отправляли в дом супруга.

Наряд башкирского жениха

Жених по традициям также был одет в специальный наряд.

Прежде всего, это была расшитая рубаха с широченными рукавами. У народов Башкирии существовала традиция, что эту вещь ему непременно должна расшить будущая жена. Ворот у такой рубашки был также расшит специальным декором, вид изделие имело не просто нарядный, но и очень богатый.

К тому же по правилам жених надевал тюбетейку и штаны, подаренные будущей супругой.

СПРАВКА! Наряды обоих супругов были яркими, с преобладанием красного, зеленого, синего цветов. На торжество жених надевал ярко-красный широкий пояс. а невеста подвязывалась поясом, сшитым из лоскутов различных тканей.

В целом традиции свадебных торжеств соблюдались строго в каждом городе. Почиталось не только соблюдение всех этапов, но и мнение родителей. Элементы народного костюма и сегодня можно увидеть на современных свадебных фото.

Башкирская свадьба

В детстве я очень любила свадьбы. До восьми лет я каждый год летние месяцы проводила у бабушки в деревне. Пару раз за лето в деревне кто-нибудь женился. В дни, когда играли свадьбу, детвора собиралась вдоль дороги и смотрела, как веселая свадьба с песнями шла через деревню к речке.

Мне повезло, дом бабушки был крайний со стороны реки, и я видела все свадебные процессии. Бабушки и женщины – сейчас мне кажется, это был кто-то из родителей молодых – раздавали детям маленькие подарки: платочки, носки, мыло, иногда конфеты или другое угощение.

Зачем все шли к речке, я узнала, когда женился дядя. Не помню ни застолья, ни гостей, помню только поход к речке, а до нее от нашего дома надо было идти минут двадцать-тридцать.

Невеста в белом платье шла с коромыслом впереди, жених рядом, гости следом за ними, а взрослые женщины следили за тем, чтоб угостить всех, кто встретился, а детям сделать подарок. Гости постоянно шутили или над невестой или над детьми. На берегу невеста разувалась, подбирала платье одной рукой, и спускалась в воду, которая была ледяной и не нагревалась даже за месяц летней жары. Вешала коромысло с полными ведрами на плечи и все в том же порядке возвращались домой. Если невеста донесет воду до дома, то ждет молодых спокойствие и достаток.
Но это было не так легко, парни пытались отхлебнуть незаметно воду из ведра. Гости постарше кидали монетку в воду и пили сколько хотели.

Пить захотела и я.

Я шла совсем рядом с невестой, чуть не плача. Душно, жарко, во рту пересохло. Лишь один из взрослых – большой веселый дядя – догадался, что я хочу пить. Он остановил всех гостей и невесту. Достал бумажку и велел бросить в ведро. Послушно выполнив указание, я с удовольствие наклонилась к ведру. По вскрикам и разговором я поняла, что чужой дядя дал мне очень большую купюру. Не мне судить, много ли стоила бумажная денежка в советское время.

Невеста домой дошла очень быстро, не хотела, чтоб размокла бумажка.

Спустя годы невеста пришла и в дом моих родителей. Свадьба была скромной, но традиции были соблюдены. Первый шаг невесты был в нашей квартире был сделан на мягкую подушку – чтоб девушке легко жилось с новой родней. Стоя на подушке, из рук моей мамы она съела ложку сливочного масла и ложку меда – чтоб была ласковой и послушной.

На самом главном свадебном обряде – никах — по правилу нашей семьи я не присутствовала. Знаю лишь, что мулла читал молитву, невеста за всеми ухаживала, угощала специальными блюдами: килен-тукмасы – прозрачный бульон с тонкой лапшой, и на десерт – чак-чак и различные пироги.

За все время невеста не поднимала глаз вверх – очередной знак послушания будущей жены.

Но это послушание не было безмолвным или бездумным. Стоит только посмотреть традиционные башкирские танцы: прямые плечи, высоко поднятая голова и опущенные в пол глаза – послушная скромная, но с чувством собственного достоинства девушка. Традиции, обряды и эпос говорят, что к девушкам относились с уважением и симпатией.

Женщин в более зрелом возрасте, знающих традиции и обряды, называли абыстай. Поперек абыстай мужчины шли редко. Слушая различные истории, я представляла мудрых женщин, которые знали, когда можно сказать, а когда промолчать.

В давние времена о свадьбе договаривались отцы, но самим процессом занимались женщины. Чаще всего свекровь подыскивала невесту сыну, и предлагала своему мужу. Лишь при обоюдном согласии родителей жениха и невесты, принималось решение о свадьбе.

Свадьба была долгим праздником, целую неделю веселились гости, пелись песни, игрались обряды, устраивались соревнования между юношами.

Мне запомнилось одно из них: юноши со стороны жениха и со стороны невесты устраивали бои. Если побеждала сторона жениха, то молодой муж мог пригласить в дом вторую жену, если сторона невесты – то девушка должна была быть единственной женой.

Когда побеждали друзья жениха, женщины с двух сторон начинали плач, смысл которого был в следующем: две жены в доме – слезы и ссоры будут гостить постоянно, одна жена в доме – спокойный муж и счастливая жена.

Много слезных песен было и при прощании невесты с родным домом. Девушка понимала, что она идет в чужой дом, где из любимой дочери станет лишь снохой, и от нее мало что будет зависеть.

Кстати, хотела бы заметить, что существовало множество родовых племен, в каждом из которых существовали свои обряды и традиции, зачастую и сейчас они отличаются в разных районах Башкортостана.

Моя подруга поехала на свадьбу в одну из деревень, где всех девушек отправили в самую дальнюю баню, им было велено умыться и помыть ноги. Пока девушки были заняты, парни спрятали обувь, а сами впряглись в телегу, на которой везли девушек обратно. Если хоть одна из девушек заходила в дом с грязными ногами, всех снова возвращали в баню. Смысл этого обряда я не знаю, но подруга долго еще веселилась, вспоминая, как они заездили парней.

Я, конечно же, не абыстай, мне не известны многие традиции моего рода, и вряд ли получилось интересно рассказать о них. Но, думается мне, что предки наши были мудры, и за каждым правилом своя история, свои причины. Каждый свадебный обряд был в чем-то обучающем, подготавливающем к семейной жизни.

Времена изменились, старые обряды остались в легендах и сказках. Все подвержено моде, такой переменчивой и непостоянной. Свадьба сочетает российский традиции — невеста в белом платье, украшенные машины:

и никах в арабском стиле

И кто знает, возможно, многие наши проблемы лишь от того, что мы обрубили свои корни, пытаясь угнаться за ветром?

фото из интернета

BB-код для вставки:
BB-код используется на форумах
HTML-код для вставки:
HTML код используется в блогах, например LiveJournal

Как это будет выглядеть?

В детстве я очень любила свадьбы. До восьми лет я каждый год летние месяцы проводила у бабушки в деревне. Пару раз за лето в деревне кто-нибудь женился. В дни, когда играли свадьбу, детвора собиралась вдоль дороги и смотрела, как веселая свадьба с песнями шла через деревню к речке.
Мне повезло, дом бабушки был крайний со стороны реки, и я видела все свадебные процессии.
Читать статью

Отправить другу

Ссылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте.

На одной подушке

Достойная башкирская свадьба без драки не обходится

Признайтесь, вы тоже обращали внимание, что свадьбы (да и крестины или похороны) зачастую напоминают хорошо срежиссированную пьесу? Хранительница наследия своего народа Розалия Султангареева так и говорит о башкирском свадебном ритуале – «многосложная драма с разножанровым поэтическим и музыкальным материалом«. Красиво звучит!

У того, кто не женится, корни иссохнут

Ещё лучше выглядит! Настоящее захватывающее действие. На достойной башкирской свадьбе и потасовки за постель должны были состояться, и скотина именная раздавалась, и побить – не просто так, а по обрядовым законам – кое-кого непременно нужно было. Потому гости, приехавшие на свадьбу и переночевавшие в доме сватов, наутро праздничную одежду не торопились надевать. Чтоб жизнь молодых заладилась, прибывших и выспавшихся свахи лупили кишками только что зарезанной ритуальной лошади. Баталии, причём именно с участием женской части свадебной процессии, продолжались перед отъездом из дома невесты. Подруга молодой или её родственница строила всевозможные козни, чтобы девушку из дома не выпустить. А потом ещё и постель невесты выносили в лес, обматывали её хитро верёвкой, концы которой прятали под корни деревьев. На перинно-верёвочное сооружение усаживали будущую жену. Подружки невесты и родственницы жениха начинали за неё сражаться. Борьба бывала подчас столь яростной, что воительницы получали значительный урон в виде оторванных рукавов, разорванных юбок и потерянных пуговиц. Что никого не расстраивало, ведь по традиции жених непременно всех щедро вознаграждал.

В доме жениха ложись камнем

По приезду в дом семьи будущего мужа красавица трижды падала на колени перед родителями суженого. Трижды её с колен поднимали, признавая в ней равную. Кстати, не прячась показать лицо мужу молодая могла только на следующее утро и после ритуала у реки. Шла она туда с коромыслом и вёдрами и несла с собой серебряную монетку, которую должна была подарить водяному духу. Безусловно, сопровождающая невесту с подружками и золовками, детвора тут же наперегонки устремлялась в воду, чтобы монетку выловить – поймать удачу. Удивительно, но этот обряд показа источника воды — хыу юлы башлатыу — настолько любим башкирами, что и сейчас в интернете легко заказать на свадьбу расписные кэйэнтэ и бизрэ (коромысла и ведра), на любой вкус и по желанию заказчика декорируемые современными художниками и умельцами. Ну а вернуться в новый свой дом молодая должна была с полными вёдрами. И важно по пути не расплескать было ни капельки, а то не видать ей женского счастья.

Ложитесь вдвоем, вставайте втроем

Настоящей семьёй пару признавали только после рождения первенца. Ответственной за скорое прибавление, конечно же, считалась, молодая жена. Поэтому все свадебные обряды и приготовления сопровождались соответствующими наставлениями-заклинаниями. Готовили девушку к свадьбе: снимали такыя — девичий головной убор — и надевали женский кашмау с коралловыми украшениями и расшитым «хвостом» сзади. И в это время наставляли: «Будь плодовитой, как перепелка, будь осторожнее сороки, будь чище воды текучей, будь верной мужу. В нашем доме ты была игрушкой, в доме мужа ты будешь работница. Рожай каждый год, а если сможешь, то и каждый месяц, но ещё лучше – каждый день!». Кстати, есть у основательных башкир и особый способ закрепить свое пожелание – похлопать того, кому желаешь, по плечу. В этом случае, все уж точно должно исполнится.

— Нынче всё не так, — сетует Розалия Султангареева, доктор филологических наук, знаток народных башкирских обрядов и обычаев. — Раньше и клали молодых непременно под одну перину, на одну подушку, чтобы всегда им быть вместе!

Венера Парусова
Республика Башкортостан

Знакомство с культурой Башкортостана. Башкирская свадьба

Башкирский свадебный ритуал — многоступенчатая народная драма, в которой нашли преломление мировоззрение и ментальные особенности народа, его самобытная музыкально-художественная культура, специфика хозяйственно-бытового уклада.

Свадебные торжества в прошлом проводились обычно осенью и зимой, когда уменьшались житейские заботы башкир, занимавшихся отгонно-кочевым скотоводством.
Для башкирской свадьбы характерен калым – выкуп, своего рода компенсация роду за невесту. Калым не мог быть ниже общепринятого уровня: две лошади, одна отцу невесты, другая закалывалась на угощение гостям, матери невесты – шубу (лисью, реже овчинную, халат), материал на платье невесте, деньги на свадебные расходы. Кроме этого, жених приносил «малый калым» – подарок лично невесте (сундук, сапоги, халат, шаль, платок, рубаху). Получив калым, отец невесты давал взамен приданое невесты, в состав которого входили все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар и др.). Оно считалось собственностью женщины. В случае развода по инициативе мужа или возвращения после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть её приданое и невыплаченную половину махра; её личные вещи и украшения переходили к дочерям.
Обряду свадьбы предшествовали взаимные посещения сватов. Гостили по нескольку дней, это сопровождалось целым рядом ритуалов – что кому дарилось, как встречать гостей. Посещение дома жениха сопровождалась раздачей тёщей символических подарков (налобные повязки – женщинам, лоскутки материи – мужчинам, рубаху – отцу жениха, нитки – старухам), за это она получала ответные дары. Отдаривались все, кроме старух. На этом предсвадебные ритуалы заканчивались.

Первый приезд жениха к невесте сопровождался ритуальными игровыми действиями. Сначала подруги невесты прятали её в какой-нибудь постройке в деревне, в лесу или в поле. Затем начинались поиски. В них принимали участие молодые женщины-невестки, обычно жёны старших родных братьев невесты или младших братьев родителей и дружка жениха. В источниках XVIII—XIX вв. встречаются сведения о том, что жених также участвовал в поисках, а после обнаружения невесты должен был нести её на руках. Часто в ходе поисков инсценировалась «борьба» между молодыми женщинами и девушками, заканчивающаяся победой женщин. Обнаружив местонахождение девушек, женщины старались схватить невесту и её ближайшую подругу. После этого все шли к дому, отведённому для молодых. Дверь перед женихом не открывали до тех пор, пока дружка не одаривал женщин деньгами или платками. Назывался этот обычай «дверная ручка».
В прошлом у башкир бытовал и обычай умыкания, чаще всего с согласия девушки и её родителей. Это вносило некоторые коррективы в свадебную обрядность и уменьшало свадебные расходы.
Башкирская свадьба, в первую очередь, свадьба религиозная. Поэтому в мечете мулла читает никах — это мусульманский обряд венчания. И только после благословления муллы брак можно регистрировать в отделе ЗАГС.
Важным этапом современной башкирской свадьбы, особенно в сельской местности, является переезд невесты в дом жениха. С древнейших времен и до сегодняшнего дня на проводы невесты собираются многочисленные гости, друзья, знакомые, соседи, детвора. Чтобы из дома не ушло благополучие, провожая невесту, ей вослед бросают конфеты, деньги, желают ей семейного счастья и всех возможных в этом мире благ. И сегодня, когда провожают невесту, говорят: ”В доме жениха ложись камнем”, то есть останься навсегда. Молодых встречают родители жениха, родственники, гости. Потом приезжают в дом жениха. Сегодня все действо будет происходить здесь, и у ворот собирается вся деревня.

Первыми невесту встречает родня жениха. Под ноги невесты кладут пуховую подушку — заходить в этот дом она всегда будет с удовольствием. Свекровь угощает молодоженов маслом и медом, чтобы жизнь была сладкой.

Потом серьезные испытания ждут невесту: хозяйственная ли жена досталась ли жениху, проверяют его тети и мама. Они внимательно смотрят, как девушка нарезает лапшу для супа — она должна получиться тонкой и мелкой. Результат потом обязательно показывают старшим. Жена должна уметь накормить и напоить любимого мужа.

Презентация по географии на тему «Башкирская свадьба. Обряды»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

Башкирская свадьба Обряд повязания пояса жениха. Выполнила : Галимова Индира Руководитель: Галимова Р.М. 2013 год

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уходящие корнями в древность и имеющие глубокий культурный смысл, который служит им для укрепления и усовершенствования духовных и моральных начал. Башкирские традиции, в этом смысле, не являются исключением .К сожалению, сегодня башкирская культура не особо популярна среди молодежи, однако национальные праздники не утрачены, не забыты и не запрещены.

Мой дедушка отправился вместе со своей родней за бабушкой. 27 июня 1977 год

Бабушку провожают в дом мужа со своим приданным в сундуке.

Обряд для невесты: отправляют ее за водой. Невеста подавала милостыню Водяной девушки- Хылу-Бика,(которая, по преданию живет в воде),бросая в воду монеты.

Я хочу вам рассказать об одном из свадебном обряде, которое передаётся из поколения в поколения в нашей семье по женской линии. Этот обряд повязания «бил бау»- пояса жениху старшей дочери матерью невесты, то есть будущей тещей. «Бил бау» в переводе означает пояс -жениха. Моей бабушке Гашуре Гидиятовне этот обряд по памяти передала её мама, т.е. моя прабабушка Майсафа, в свою очередь ей он был передан от прапрабабушки, уже четыре поколения нашей семьи сохраняют этот обряд. Моя бабушка Гашура

Моя мама Регина Марксовна в будущем может передать мне, так как я старшая дочь.

Суть этого обряда заключался в следующем: древнее смысловое значение связано с символом солнца, культом плодородия и материнства. «Бил бау» шили из крашенного однотонного сукна, чаще красного, зелёного или синего цвета, но с распространением фабричных тканей их стали шить из ситца, сатина и других лёгких тканей.

Моя прабабушка для моей бабушки сшила новый «бил бау» так как её «бил бау» порядочно износился, хотя по структуре ткани пояс был по богаче , но по вышивке он был менее богат оригинальным орнаментом , так как к тому времени были утрачены старинные способы украшения. Но прабабушка Майсафа некоторые орнаменты сохранила со своего «бил бау» и украсила нашивками по краям. Большое количество оборок, пышность и количество которых свидетельствовали о благосостоянии семьи. Характерным мотивом узора вышивки был растительный и цветочный орнамент. Пояс может быть длиной от 1,2 метра и более но максимальная длина не более 3 метров. «Бил бау» завязывает мама невесты, обязательно 2 раза оборачивали вокруг пояса жениха и завязывается в узел — это символ жизней мужа и жены которые соединены между собой. Чем крепче будет узел , тем сильнее будут семейные узы. Чем длиннее будут висеть концы пояса после узла, тем длиннее будет их семейная жизнь. Длина полотенца висящей части пояса должна быть одинаковой для одинакового отрезка жизни, что бы в старости один не остался без другого, количество лент на полоске символизирует число детей.

Пояс может быть длиной от 1,2 метра и более но максимальная длина не более 3 метров. «Бил бау» завязывает мама невесты, обязательно 2 раза оборачивали вокруг пояса жениха и завязывается в узел – это символ жизней мужа и жены которые соединены между собой. Чем крепче будет узел , тем сильнее будут семейные узы. Чем длиннее будут висеть концы пояса после узла, тем длиннее будет их семейная жизнь. Длина висящей части пояса должна быть одинаковой для одинакового отрезка жизни, что бы в старости один не остался без другого, количество лент на полоске символизирует число детей.

Как только жениху завязывался «бил бау», он должен был взять сватовское полотенце невесты, и скакать что есть мочи, на лошади, его догоняют друзья , кто догонит и заберёт полотенце – тому очередь женится Дедушке завязали пояс-жениха « Бил-бау»

Богато украшенный изысканной вышивкой, «бил бау» явно становится предметом декоративно прикладного искусства. И наш «бил бау» не остался в стороне в 2000 году он был на выставке в художественном музее «Башкирского культурного центра «Курай» города Кургана». Подтверждением тому вот это письмо.

Отзыв: Спектакль «Башкирская свадьба» — Национальный молодежный театр РБ им. Мустая Карима (Россия, Уфа) — Для гостей города будет интересно.

Добрый день, друзья.

В октябре в Башкирии широко празднуется две круглые даты — 100- летие со дня образования Республики Башкортостан и 100-летие народного поэта Башкирии Мустая Карима.
Этим событиям посвящено множество мероприятий, фестивалей, концертов.

В Уфе есть культурное заведение, которое неразрывно связано с именем Мустафы Сафича, потому что театр назван его именем: Национальный молодежный театр РБ им. Мустая Карима.

Накануне праздничной даты я сходила в театр на премьеру нового спектакля.

При входе встречает рекламный штендер, напоминающий про юбилейные события.

В репертуаре Молодёжного театра имеется несколько спектаклей Мустая Карима, которые идут на постоянной основе.
Об этом напоминает стенд с фотографиями из спектакля и фотографиями поэта и прозаика.

Спектакль «Радость нашего дома» вы также найдёте в театральной афише.
После просмотра фильма «Сестрёнка», снятого по этой повести, появилось желание посмотреть этот спектакль и перечитать книгу.

В фойе много фотографий поэта.

Перед началом спектакля было время посмотреть работы учителей, преподающих творческие дисциплины в РХГИ им. Давлеткильдеева.

Интересные работы, не правда ли ?

Домики в деревне, изображённые на двух нижних картинах, напоминают сцены из фильма «Сестрёнка». Очень похожие дома и природа.

Вот какой супер батыр (воин)!

А это бабушки — добрые, уютные, родные.

Звенит третий звонок, нужно идти в зал.

Программки традиционно печатают на двух языках — башкирском и русском.

В углах сцены с двух сторон установлены специальные посудины, в которых сбивают кумыс из кобыльего молока.

Перед спектаклем прозвучало предупреждение о запрете фото и видео-съёмки.

На сцене видим поляну ( майдан), на которой гуляет кочевье.

Здесь ждут жениха. Родители сговорились поженить своих детей, объединить капиталы. )) Невеста напоминает родителям, что в детстве ей был «назначен» другой жених. Тот молодой человек, который к ней сватается, ей не нравится.

Спектакль музыкальный, звучит много песен, видим много весёлых плясок.
Яркие костюмы, богатые меховые шапки и отделка верхних камзолов очень красивые.

Несмотря на то, что мой наушник не работал, я поняла всё без перевода.

Глубокого драматического сюжета в спектакле нет. Во время действия показаны многие обряды, сопутствующие свадьбе: сватанье, выкуп невесты, сборы невесты в дорогу, песня- плач невесты, приём невесты в доме свёкров и т. д.

Было интересно наблюдать за борьбой на кушаках ( поясах). Такие бои до сих пор проходят на весенних сабантуях и призы для победителя бывают довольно серьёзные.

Сундук невесты — в него собирали приданое с момента рождения дочери в семье: отрезы материи, вышитые полотенца, вышитые покрывала, платья, обувь, украшения и т. д.

Декораций в спектакле почти нет, потому что бОЛьшая часть действия происходит на майдане ( на поляне ).

Удалось сделать несколько фотографий на поклонах артистов.

Посмотрите какие красивые костюмы.

В спектакле задействовано много артистов второго плана : жители кочевьев, подруги невесты, друзья жениха и т. д.

Напомню, что спектакль премьерный.
Артистов никак не хотели отпускать со сцены.

Артисты выходили на поклон несколько раз.

Спектакль напоминает о свадебных и других обычаях в башкирской деревне, яркий, красочный, музыкальный.

В честь праздника, стоимость билетов начиналась от 100 рублей. Подарок к празднику )))

Рекомендую посещать спектакль и гостям города. В игровой форме узнаете много о традициях башкирского народа.

Премьеры в Уфе: «Башкирская свадьба»

В Молодежном театре прошла премьера спектакля «Башкирская свадьба» (режиссер-постановщик Азат Зиганшин). Постановка посвящена двум знаковым для республики юбилеям — 100-летию Республики Башкортостан и 130-летию основоположника башкирской драматургии Мухаметши Бурангулова.

Удивительно, но в традиционной башкирской постановке прозвучала даже тема феминизма! Доказательство тому — женские образы, в особенности главной героини Гульзифы. Благодаря актерской работе персонаж становится для нас символом внутренней силы, стойкости и смелости, помогающей пойти против всех ради истинной любви и проявить сильную волю

Перед аудиторией предстают целые поколения. Одни впервые влюбляются, другие женаты всю жизнь, третья ссорятся, услышав от супруга «А не завести ли мне вторую жену?». Казалось бы, все просто. Но вот парадокс: трупа показывает, что именно через все эти невзгоды герои остаются верными друг другу и несмотря ни на что, ставят любовь (любую: семейную, дружескую) превыше всего. И все это благодаря замечательному сценарию!

Адаптация пьесы Мухаметши Бурангулова, написанной ещё в 1926 году, выше всяких похвал. Оно и неудивительно: с текстом работала Зухра Буракаева. Наверное, больше фольклорных деталей вы найдёте только в романе Джалиля Киекбаева «Родные и знакомые», где на каждую страницу приходится по две-три пословицы. А ещё в «Башкирской свадьбе» Молодежного театра нашлось место песням, частушкам и традиционным сенляу. Композитор постановки Ильшат Яхин наполнил спектакль атмосферной музыкой. На мой взгляд, песня юной девушки, выдаваемой замуж за нелюбимого и вынужденной покинуть родной дом, вышла одной из самых красивых и звучных.

Наделяя зрителя возможностью окунуться в мир самых настоящих, проживаемых при вас эмоциях, театр в то же время не оставляет места для труда монтажера. Все склейки и перекрутки кадра происходят здесь и сейчас, и насколько удачно они будут проведены, зависит от мастерства постановщика. «Башкирская свадьба» Зиганшина справилась и с этой задачей: для многих начинающих режиссёров послужат уроком те отрывки, когда при большом количестве действующих лиц постановщик работает с планами, двигает актёров так, чтобы на одной сцене зритель видел сцену борьбы егетов за девушку и одновременно наблюдал, как сближаются Гульзифа и Юлдыбай.

Грамотно расставлять персонажей помогают и удачно выбранные декорации. Художник постановщик – Даян Тувалёв. Двигающаяся реконструкция башкирской юрты, повозка, в которой нашлось место всему приданому невесты, задний фон, показывающий разнообразие Урала и вместе с тем описывающий местность и, следовательно, образ жизни отдельных башкирских племён… Круче, возможно, только дизайн костюмов. Художник по костюмам – Айгуль Байрамгулова. Это было отдельное действие, разворачивающееся для особых ценителей прекрасного. Каждый образ проработан до мелочей. Здесь — и дорогие одеяния кантонского рода, и праздничные меха счастливых родителей, выдающих дочку замуж, и лаконичные наряды молоденьких девушек, которым будет уместно и за водой в розовом фартуке сходить, и бишбармак приготовить, и в нем же спрятать платочек, предназначенный как подарок тайному возлюбленному. Неординарным подбором деталей подкупает работа костюмеров. Здесь на первом плане — актёр, торопливо, но мастерски завязывающий пояс длиной в пару метров, чтобы снять его так же ловко, если батыра позовут на майдан. Или же как не упомянуть башкирку, открывающей сундук с приданым, кольцо которой отблескивает на весь зрительный зал? Завораживает? Да. Притягивает? Безусловно!

Одну из основных мыслей постановки можно сформулировать так: «Если сегодня мы нарушим одну вековую традицию нашего народа, что же будет завтра?» Это не просто интересная мысль, но и, хотелось бы верить, дань уважения Мухаметше Бурангулову, посвятившему большую часть своей жизни на изучение обычаев башкир. Не составит труда воплотить на сцене как героя возводят в джедаи, но легко ли достоверно показать, как башкирская свекровь принимает в доме ту, что предназначена осчастливить ее сына?
Мысль о традициях и ценностях рода будто красной нитью проходит через все представление. А может быть, и не красной. Все зависит от тех, кто работал со светом во время спектакля. Сцена заливалась темно-синим, когда невеста грустила, а когда главные герои сближались, над ними будто парил светящийся ангел. Кто-то скажет, что не трудно окрасить место действия красным, когда батыры борются за девушку. Но смогли бы эти люди сделать так, чтобы детально разработанные башмаки актрисы, отбивающей башкирскую дробь на сундуке, были видны не хуже ее лица? И помните: в живом театре нет возможности цветокоррекции.

Коротко о том, что я почувствовала после спектакля. Когда выходишь из зала, вдруг остро осознаешь, что самая настоящая любовь существует! Сюжет, атмосфера «Башкирской свадьбы» это ярко доказывают.

Мусикия

Традиционный свадебный фольклор

Первая ступень — бишек туйы (колыбельная свадьба) проводится тогда, когда девочка и мальчик, которых родители хотят видеть в будущем женой и мужем, достигают сорокадневного возраста.

Вторая — хыргатуй (свадьба серег) проводится тогда, когда «жених» в состоянии самостоятельно сесть на коня и управлять им, а «невеста» может носить воду (в этом случае мальчик дарит нареченной серьги).

После этих символических свадеб и достижения молодыми совершеннолетия устраивается настоящая свадьба — никах туйы (брачная свадьба). До тех пор, пока жених не уплатит махар (калым), запрещается увозить невесту, показывать свое лицо тестю и теще, поэтому он к ней приходит поздно вечером и лишь в назначенные дни.
Перед проводами невесты в дом жениха устраивается сенгляу: подруги невесты и молодые жены старших братьев от ее имени причитают, выражая свое отношение к родителям, родным, жениху и свекрови.

Сенляу (причитание, причеть) — один из важнейших этнических признаков башкир­ской свадебной традиции и основных видов свадебной поэзии, придающий глубоко эмоциональную драматическую окраску всему обряду. Причеты были приурочены к определенным моментам башкирской свадьбы: к приезду свата, жениха и его родственников, обращению невесты к отцу, матери, братьям, к прощанию невесты с родителями, подругами, сородичами, родным домом, родной стороной.
Тема свадебного причета — отображение тяжелой женской доли, замужество по воле родителей, брак по сватовству, противопоставление своей и чужой семьи… Невеста прощается со всем, что для нее в прежней жизни было дорогим, близким, причитает, жалуясь на свою горькую судьбу. В причитаниях преобладают мотивы грустных раздумий, размышлений, личных переживаний, скорби, любовных страданий, эмоций, идеалов. Порицается внешний облик жениха, вырисовываются отношения между невесткой и свекровью, представляется жизнь на чужбине, в чужих людях, с нелюбимым человеком.

Невеста — главное лицо в свадебной церемонии. Поэтому и ее плач, причитания выполняют важную роль. Кроме невесты в башкирских свадьбах причитают и подруги, и профессиональные исполнительницы причитаний. Исполнительницы сенляу искусно сочетали традицию со своим индивидуальным творчеством и поэтической им­провизацией.

Причитания. Записано в 1978 году от Ракии Тажетдиновой (1910 года рождения) в деревне Аминово Кунашакского района Челябинской области.

Причитания (Покосишь ты сено, мой отец). Записано в 1990 году от Розалии Султангареевой в городе Уфе. В данном варианте сенгляу жалобные слова невесты обращены в адрес родного отца.

Ссылка на основную публикацию